12 февр. 2010 г.

ЭТА ВЗРОСЛАЯ ИГРА… МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ




Интервью Александра Федулова опубликованное в рубрике «Мастерская» журнала «Телевидение радиовещание» №3 за 1987 год.



 Студия «Мульттелефильм» т/о «Экран» существует уже шестнадцать лет. За это время здесь создано немало популярных мультипликационных лент, веселые персонажи которых успели полюбиться зрителю. Не случайно одна из работ этого большого коллектива была отмечена в 1985 году Государственной премией СССР. Наш корреспондент побывал на студии...

ЭТА ВЗРОСЛАЯ ИГРА… МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Говорят, волшебство — это из области сказки. Или из области детства. Помните пору, когда любая ветка и листок, любой камешек превращались детской фантазией в живое существо? Это было чудо перевоплощения.
О волшебстве думаешь, когда попадаешь в мир мультипликации на этажах Останкинского телецентра. Проходя по его коридорам, не подозреваешь иногда, что ты в двух шагах от сказки. Ведь именно здесь родились кот Леопольд и пластилиновая Ворона, Плюх, Плих и Шалтай-Болтай, Мамонтенок и необычная Корова, которая...
Но об этом чуть позже. Заглянем за кулисы студии «Мульттелефильм», где рождается чудо не по мановению волшебной палочки, а в тесном союзе искусства и кинопроизводства. Мы в павильоне с табличкой «Мультстанок». Здесь идут покадровые съемки кукольного персонажа мастера Тульи из будущей ленты «Площадь картонных часов». По соседству — съемки рисованного мультика. На столе разложены листы целлулоида с цветными сценами. Пройдет немного времени, и эти статичные рисунки оживут. На экране появится новый герой мультфильма.
Александр Федулов имеет самое прямое отношение к миру мультипликации. Общительный, доброжелательный к коллегам по цеху, он, как говорится, нарасхват на студии. Не так давно молодой художник успешно дебютировал и как режиссер на международном Лейпцигском фестивале, где его фильм «Это совсем не про это» получил «Золотого голубя».
— Саша, почему такое странное название у фильма! И если «это совсем не про это» — тогда про что?
— Мне кажется, в мультипликации важно, чтобы не было однозначности. Когда фильм однозначный, он многое теряет. Интересно, если у зрителя при просмотре рождаются свои мысли, ассоциации. В фильме рассказана забавная анекдотичная история про Корову, которая прекрасно существует в загрязненной окружающей среде. Хотя мы, зрители, видим, как это ужасно. Травы нет, кругом мусор, отходы и грязная вода. А она все это ест, пьет, с наслаждением, как заправский курильщик, потягивает дым заводских труб. При этом она улыбается: все, мол, прекрасно! Потом мы видим, что хозяйка получает от пеструхи вместо молока... бензин и им заправляет свои «Жигули». Внешне все вроде бы просто забавно. Однако фильм ставит злободневную проблему.
— Как известно, фильм вместе с «Золотым голубем» получил в Лейпциге приз Международной ассоциации критики и прессы...
— Честно говоря, все это было для меня полной неожиданностью.
— А с чего началось увлечение мультипликацией!
— Все началось в детстве. Каждый ребенок, играя в игрушки, одушевляет их. Они у него все живые. Даже предметы, которым и не положено быть живыми, у него оживают, входят в мир детской фантазии, детской игры. Я за своим сынишкой наблюдаю: он часами может возиться с каким-то коробком или сучком, который для него живой. Вообще мне кажется, что в душе каждый маленький человек — мультипликатор. Это, конечно, приходит в определенном возрасте, когда он начинает мыслить, сам старается создавать для себя условия игры... В детстве я часто любил рассматривать рисунки Херлуфа Бидструпа. И сейчас, будучи профессиональным художником, стараюсь посмотреть Бидструпа, потому что в его рисунках заложено очень много игры.
— А в школьные годы!..
— Так случилось, что в нашей школе — я учился в Сокольниках — была своя любительская киностудия. Мы снимали сюжеты, делали небольшие художественные ленты. Потом пришла идея снять мультик. Это было чрезвычайно интересно. В мультипликации мы, конечно, очень мало смыслили. Хотя знали, что нужно снимать по кадрам. Чуть-чуть персонаж подвинешь, ножку, ручку поднимешь и снимаешь по кадрам. А потом видишь: герой ожил на экране. Это была высшая радость для нас. На одном из первых фестивалей кинолюбителей в Москве мы показали наш фильм по сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Потом на долгие годы я расстался с мультипликацией... После армии работал в архитектурной мастерской. Увлекся проектированием и архитектурой. Работа нравилась. Но однажды пришла сотрудница и сказала: «Саша, я слышала, что на телевидении организуются курсы художников-мультипликаторов. Вот тебе бы туда пойти — ты ведь рисуешь...» Я сдал экзамены и оказался на курсах. Учили нас мультипликату, способствовали формированию и становлению режиссер Владимир Израилевич Пекарь и художник Виолетта Павловна Колесникова. Условия были жесткие: весь курс, рассчитанный на два года, мы одолели вдвое быстрее, поскольку недавно созданной студии срочно требовались мультипликаторы.
Пришли на студию, и сразу же началась работа. Сначала было страшновато: одно дело учиться, другое — окунуться в производство. А ты делаешь первые шаги. Нас напутствовали: «Ищите каждый своего режиссера...» Мне повезло: встретился с режиссером Владимиром Самсоновым, человеком со своим взглядом на искусство, своими идеями. Работая с ним, многое понял и узнал о профессии, о режиссуре. В нашей группе, кстати, был ныне известный карикатурист Игорь Макаров — из тех молодых, кто вывел нашу советскую карикатуру на передовые рубежи.
В работе над какими фильмами ты участвовал как художник!
— «Живая вода», «Самолетик», «Очень синяя Борода». Фильмы непохожие. В каждом из них Владимир Самсонов ставил и перед собой, и перед нами, мультипликаторами, новью задачи. Поэтому работать было интересно.
«Очень синяя Борода» — один из первых на телевидении мультфильмов-мюзиклов. В нем мы хотели рассказать о сегодняшних проблемах чисто семейного характера, сделав временной переброс из средневековья, когда жил герцог Синяя Борода, в наши дни. Это своеобразная игра со временем. Музыка к фильму написана известным композитором Геннадием Гладковым, а песни исполняли Михаил Боярский и Олег Анофриев.
И, наконец, ты дебютировал как режиссер...
— Да, хотелось попробовать себя в ином качестве. Первые «микрушки» на олимпийскую тематику сделал вместе с моим сокурсником Борисом Тузановичем в преддверии Московской Олимпиады, символом которой, как вы помните, был Олимпийский Мишка. Его мы сделали своим героем, Мультик «Метаморфоза» стал моим режиссерским дебютом. А потом работал в качестве художника-мультипликатора уже над фильмами режиссера А. Татарского «Падал прошлогодний снег», «Обратная сторона Луны», отмеченными международными наградами в Загребе и Варне. И, наконец, представилась возможность сделать самостоятельный фильм про Корову.
Мультики любят все. И дети, и взрослые, поэтому нередко позывные из «Ну, погоди!» отрывают нас от взрослых дел. А как все-таки рождается мультик!
— Очень по-разному. Например, идея фильма «Зайца не видали?», который мы готовили для мультжурнала «Кубик», неожиданно возникла в разговоре с автором сценария. Наткнулся я как-то на историю из американского фольклора под названием «Охота на кролика». Звоню сценаристу, рассказываю. «Ну что ты, Саша, о чем ты говоришь? Это анекдот вот с такой «бородой», И вообще он не американский вовсе — встречается чуть ли не у всех народов мира». «Да нет,— говорю,— что-то в нем есть. Понимаешь, бегут охотники и сами не знают, за кем». Мы стали накручивать, накручивать, и вдруг сценарист говорит: «Слушай, а если они зайца будут спрашивать: «Зайца не видали?» Так родился сюжет об охотниках, которые даже не знают, как выглядит заяц. Хотя дело тут не в них, а в самом зайце. Сначала он пугается, как и положено зайцу, а затем начинает водить за нос незадачливых охотников. И настолько увлекается этой рискованной игрой, что уже, как собака, ищет... самого себя. В этом сюжете нас привлек интересный неоднозначный характер. Как порой бывает в мультипликации? Это такой характер, это — другой; все разложено по полочкам. Рассказали историю — и все. А здесь на экране характер меняется. Это и увлекает зрителя. Рождается какой-то поток ассоциаций, связанных с персонажем. Мы в мультипликации видели много всяческих зайцев. Хотелось, чтобы наш персонаж получился нетрадиционным.
— Что тебе интересно в современной мультипликации?
— Мне очень нравится югославская школа мультипликации. Особенно один из наиболее ярких ее представителей — Баривой Довникович, автор широко известного «Пассажира второго класса». Дорога, конечно, наша советская школа. Мне интересны как личности в искусстве такие режиссеры, как Федор Хитрук, Эдуард Назаров, Юрий Норштейн...
— Теперь, пожалуйста, несколько слов о новых работах.
— Недавно мы закончили микрофильм «Конец» на актуальную антиалкогольную тему. Построен в метафорической форме и решен в детективной манере мультик «Тихо! Идет операция» — о проблеме тишины в современном доме.
— Мультипликатор — профессия синтетическая: он посвящен в тайны изобразительного искусства и в тайны кинопроизводства...
— И актерского искусства тоже. Мультипликатор по существу актер. Актер в театре, кино входит в роль, играет характер. И мультипликатор тоже входит в роль, играет. Но он еще и рисует. Причем помимо игры, которую он должен разыграть в плоскости листа бумаги, он следит за всеми деталями. Даже за складками одежды персонажа. Если актеру в театре неважно, как у него будут развеваться полы пиджака или перья на шляпе, то актер-мультипликатор следит за всем: за водой, если она есть, и за ветром, и за листьями на дереве. Видите, как сложно? Что такое мультипликация? Это одушевление. Мы одушевляем персонажи, которых рисуем. Мы не просто рисуем, мы свою душу, себя выкладываем в это. Естественно, в создании фильма сегодня участвует большой коллектив. Поэтому мне хочется сказать самые теплые слова о моих коллегах-художниках — Наталье Безельцевой, Светлане Сичкарь, Андрее Колкове и Игоре Ковалеве.
И еще хочется добавить: на мультипликацию нельзя смотреть, как на пустячки. Наиболее злободневные, острые вопросы нашей жизни подвластны искусству мультипликации.
Беседу вел Б. ШЕВАТОВ

«Телевидение и радиовещание» № 3 за 1987г.


скачать в формате DOC

1 комментарий:

  1. Добавлены фото и ссылки в статью «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ И ЗРИТЕЛЬ Точки зрения режиссера». Добавлена возможность прочитать статью в октябрьском номере «Техника и Технологии Кино».

    ОтветитьУдалить